Версия для слабовидящих
Общая информация
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дошкольного образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Жуковской начальной общеобразовательной школы

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Жуковская начальная общеобразовательная школа 

Принята

на педагогическом совете

МБОУ Жуковская НОШ

«___»  _____________  2017г.

 

Утверждена

Директор МБОУ Жуковская НОШ

_________________Рахнель Н.В. 

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
дошкольного образования

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Жуковской начальной
общеобразовательной школы

Д. Жуково, 2017г

№п/п

Содержание

стр

I

Целевой раздел

 

 1.1.

Пояснительная записка

3

1.2

Цели и задачи реализации Программы

3-4

1.3

Принципы и подходы к формированию Программы

4-5

1.4

Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.

5

1.5

Планируемые результаты как ориентиры  освоения  воспитанниками

основной образовательной программы  дошкольного образования

5-6

 

Целевые ориентиры образования в младенческом и  раннем возрасте

 

 

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

 

II

Содержательный раздел

 

2.1

Содержание образовательной деятельности по образовательным областям

6

2.2

Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

6-15

2.3

Проектирование образовательного процесса    в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями, состоянием здоровья

15-17

2.4

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

17-22

 

Система физкультурно-оздоровительной работы в МБОУ

17

2.5

Способы и направления поддержки детской инициативы

22-23

2.6

Особенности взаимодействия  педагогического коллектива с семьями воспитанников

24-25

2.7.

Парциальные программы для дошкольных организаций  (Часть, формируемая участниками образовательных отношений)

26-50

III

Организационный раздел

 

3.1

Материально-техническое обеспечение программы

50-54

3.2

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

54-58

3.3

Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении

58-61

3.4

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

61-65

3.5

Организация развивающей предметно-пространственной среды

65-67

IV

Дополнительный раздел (краткая презентация Программы на сайт)

67-80

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка
Основная образовательная программа муниципального бюджетного образовательного учреждения Жуковской начальной общеобразовательной школы разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года), и сформирована (спроектирована) на основе Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
1.2 Цели и задачи реализации Программы
Цели программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• творческая организация воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
Цель и задачи деятельности МБОУ по реализации основной образовательной программы определяются ФГОС дошкольного образования, Уставом МБОУ, реализуемой примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, соответствующей ФГОС;
Цель реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования:
- развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Программа направлена на:
• создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
• создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
● охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
● обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
● обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
● создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
● объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
● формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
● обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
● формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
● обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
● определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).
Разработанная программа предусматривает включение воспитанников в процессы ознакомления с региональными особенностями Тверского края. Основной целью работы является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края, через решение следующих задач:
• приобщение к истории возникновения родного города знакомство со знаменитыми земляками и людьми, прославившими Тверскую область;
• формирование представлений о достопримечательностях родного края (поселка, района); его государственных символах;
• воспитание любви к родному дому, семье, уважения к родителям и их труду;
• формирование и развитие познавательного интереса к народному творчеству и миру ремесел в родном крае (поселке, районе)
• формирование представлений о животном и растительном мире родного края; о Красной книге Тверской области.
• ознакомление с картой Тверской области (своей деревни, района);

1.3 Принципы и подходы к формированию Программы
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве.
Главный критерий отбора программного материала – его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной – как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.
Принципы:
1) Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.
2) Принцип научной обоснованности и практической применимости.
3) Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
4) Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
Контингент воспитанников
Ранний возраст, от 1.5 до 2 лет-1 ребенок
Первая младшая группа, от 2 до 3 лет – 1 ребенок;
Вторая младшая группа, от 3 до 4 лет – 5 детей;
Средняя группа, от 4 до 5 лет – 0 детей;
Старшая группа, от 5 до 6 лет – 6 детей;
Подготовительная группа, от 6 до 7 лет – 0 детей.

1.4. Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.
Возрастные особенности детей подробно сформулированы в Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой,с.236 – 250.

1.5. Планируемые результаты освоения Программы
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:
 ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
 использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
 владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
 стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
 проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
 проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
 у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
 ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
 ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
 ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
 ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
 у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
 ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
 ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.


2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание образовательной деятельности по образовательным областям определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Целостность педагогического процесса в МБОУ обеспечивается реализацией Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с ФГОС
 Содержание психолого-педагогической работы с детьми от 2 месяцев до 1 года
 Содержание психолого-педагогической работы с детьми 1 – 2 лет
 Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития детей от 2 лет до школы
(соответствует содержательному разделу примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой, подразделам «Содержание психолого – педагогической работы с детьми от 2 месяцев до 1 года», «Содержание психолого – педагогической работы с детьми от 1 года до 2 лет», «Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития детей от 2 лет до школы, с.24 – 128.
2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
Формы, способы, методы и средства реализации Программы подбираются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов в разных видах детской деятельности.
При реализации образовательной Программы педагог:
•продумывает содержание и организацию совместного образа жизни детей, условия эмоционального благополучия и развития каждого ребенка;
•определяет единые для всех детей правила сосуществования детского общества, включающие равенство прав, взаимную доброжелательность и внимание друг к другу, готовность прийти на помощь, поддержать;
•соблюдает гуманистические принципы педагогического сопровождения развития детей, в числе которых забота, теплое отношение, интерес к каждому ребенку, поддержка и установка на успех, развитие детской самостоятельности, инициативы;
•осуществляет развивающее взаимодействие с детьми, основанное на современных педагогических позициях: «Давай сделаем это вместе»; «Посмотри, как я это делаю», «Научи меня, помоги мне сделать это»;
•сочетает совместную с ребенком деятельность (игры, труд, наблюдения и пр.) и самостоятельную деятельность детей;
•ежедневно планирует образовательные ситуации, обогащающие практический и познавательный опыт детей, эмоции и преставления о мире;
•создает развивающую предметно-пространственную среду;
•наблюдает как развиваются самостоятельность каждого ребенка и взаимоотношения детей;
•сотрудничает с родителями, совместно с ними решая задачи воспитания и развития малышей.
.
В качестве вариативных форм и методов работы с детьми используются:

Социально - коммуникативное развитие

Образовательная область

Деятельность  по реализации образовательных областей в совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельности детей

Формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

Для детей от 1.5 до 3 лет

Для детей от 3 до 7 лет

 

Социально-коммуникативное развитие.

Коммуникативная деятельность

- решение ситуаций

ежедневно

ежедневно

- утренний прием детей

ежедневно

ежедневно

индивидуальные и подгрупповые беседы

1 раз в месяц

1 раз в неделю

-игры-диалоги

ежедневно

ежедневно

-чтение художественных произведений

1 раз в неделю

1 раз в неделю

-наблюдения

ежедневно

ежедневно

-рассматривание

ежедневно

ежедневно

-экскурсия

-

1 раз в месяц

-проектная деятельность

-

1 раз в месяц

Игровая деятельность

- утренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы

ежедневно 

ежедневно

 

- оценка эмоционального настроения группы с последующей коррекцией плана работы

ежедневно

 

ежедневно

 

- формирование навыков культуры еды

ежедневно

ежедневно

- игры-занятия по разделу «Кто такие мы»

ежедневно

ежедневно

- ласковая минутка

ежедневно

ежедневно

- решение ситуаций

ежедневно

ежедневно

- формирование навыков культуры поведения

ежедневно

ежедневно

- этика быта, трудовые поручения

ежедневно

ежедневно

- Дни полезных дел

-

1 раз в неделю

- сюжетно-ролевые игры

ежедневно

ежедневно

- дидактические игры

ежедневно

ежедневно

- дни именинников

1 раз в месяц

1 раз в месяц

Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками

- утренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы

ежедневно

 

 

- оценка эмоционального настроения группы с последующей коррекцией плана работы

ежедневно

 

 

- формирование навыков культуры еды

ежедневно

 

- игры-занятия по разделу «Кто такие мы»

ежедневно

 

- ласковая минутка

ежедневно

 

- решение ситуаций

ежедневно

 

- формирование навыков культуры поведения

ежедневно

 

- этика быта, трудовые поручения

ежедневно

 

- сюжетно-ролевые игры

ежедневно

 

- дидактические игры

ежедневно

 

- дни именинников.

1 раз в месяц

 

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

- трудовые поручения

ежедневно

ежедневно

- дидактические игры

ежедневно

ежедневно

-самообслуживание

ежедневно

ежедневно

-дежурства

ежедневно

ежедневно

-хозяйственно-бытовой труд

-

1 раз в неделю

-ручной труд

-

1 раз в 2 недели

-труд в природе

-

ежедневно

- индивидуальная работа

ежедневно

ежедневно

-сюжетно-ролевая игра

ежедневно

ежедневно

-экскурсии

-

1 раз в месяц

-наблюдения

ежедневно

ежедневно

 

 

Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.),

 

 

- дидактические игры

ежедневно

 

 

 

-самообслуживание

ежедневно

 

 

 

- индивидуальная работа

ежедневно

 

 

 

-сюжетно-ролевая игра

ежедневно

 

 

 

-действия с бытовыми предметами –орудиями

ежедневно

 

Познавательное развитие

Образовательная область

Деятельность  по реализации образовательных областей в совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельности детей

Формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

Для детей от 1.5 до 3 лет

Для детей от 3 до 7 лет

 

Познавательное развитие.

 

 

 

 

 

 

 

ФЭМП

- непосредственно образовательная деятельность: комплексные, подгрупповые, фронтальные (сенсорно-математическое,  познавательное развитие)

2 раза в неделю

4 раза в неделю

- развивающие и дидактические игры

ежедневно

ежедневно

- наблюдения, беседы

ежедневно

ежедневно

- экскурсии по участку и за пределы

-

1 раз в месяц

- опыты и экспериментирование

-

1 раз в неделю

- проектная деятельность

-

1 раз в неделю

- видео просмотр

1 раз в неделю

1 раз в неделю

- самостоятельная деятельность.

ежедневно

ежедневно

 - досуги

1 раз в месяц

1 раз в месяц

- кружковая работа

1 раз в неделю

1 раз в неделю

- проблемные ситуации

-

ежедневно

Познавательно-исследовательская деятельность

- непосредственно образовательная деятельность: комплексные, подгрупповые, фронтальные

1 раз в неделю

 

2 раза в неделю

 

-беседа

1 раз в неделю

1 раз в неделю

-рассматривание

ежедневно

ежедневно

-ситуация общения

ежедневно

ежедневно

-игровые ситуации

ежедневно

ежедневно

-проектная деятельность

-

1 раз в месяц

-заучивание наизусть

1 раз в неделю

1 раз в неделю

Экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.),

-чтение

ежедневно

 

-рассказывание

ежедневно

 

-беседа по прочитанному

ежедневно

 

-инсценирование художественных произведений

-

 

-ситуативный разговор

ежедневно

 

-рассматривание иллюстраций, картин

ежедневно

 

-литературная викторина

-

 

Речевое развитие 

Образовательная область

Деятельность  по реализации образовательных областей в совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельности детей

Формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

Для детей от

1.5 до 3 лет

Для детей от 3 до 7 лет

 

Речевое развитие

Развитие речи. Обучение грамоте.

- непосредственно образовательная деятельность: комплексные, подгрупповые, фронтальные (речевые, обучение грамоте)

1 раз в неделю

 

2 раза в неделю

 

-театрализованная деятельность

1 раз в неделю

1 раз в неделю

-беседа

1 раз в неделю

1 раз в неделю

-рассматривание

ежедневно

ежедневно

-ситуация общения

ежедневно

ежедневно

-сюжетно-ролевая игра

ежедневно

ежедневно

-подвижная игра с текстом

ежедневно

ежедневно

-режиссёрская

-

1 раз в неделю

-хороводная игра с пением

1 раз в неделю

1 раз в неделю

-игра-драматизация

-

1 раз в месяц

-дидактические игры

ежедневно

ежедневно

-словесные игры

ежедневно

ежедневно

-игровые ситуации

ежедневно

ежедневно

-проектная деятельность

-

1 раз в месяц

-заучивание наизусть

 

1 раз в неделю

1 раз в неделю

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

-чтение

ежедневно

ежедневно

-рассказывание

ежедневно

ежедневно

-беседа по - прочитанному;

ежедневно

ежедневно

-инсценирование художественных произведений;

-

1 раз в месяц

-ситуативный разговор;

ежедневно

ежедневно

-рассматривание иллюстраций, картин;

ежедневно

ежедневно

-литературная викторина

-

1 раз в месяц

 

 

Восприятие смысла  сказок, стихов, рассматривание картинок

 

-чтение

ежедневно

 

-рассказывание

ежедневно

 

-беседа по - прочитанному

ежедневно

 

-инсценирование художественных произведений

-

 

-ситуативный разговор

ежедневно

 

-рассматривание иллюстраций, картин

ежедневно

 

Художественно - эстетическое развитие 

Образовательная область

Деятельность  по реализации образовательных областей в совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельности детей

Формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

Для детей от 1.5 до 3 лет

Для детей от 3 до 7 лет

4.

Художественно-эстетическое развитие

Изобразительная деятельность

- занятия художественно-эстетического  цикла:

- ознакомление с искусством

-

1 раз в месяц

- изобразительная деятельность:

рисование

1 раз в неделю

1 раз в неделю

лепка

1 раз в неделю

2 раза в месяц

аппликация

-

2 раза в месяц

художественное конструирование

-

2 раза в месяц

- восприятие художественной литературы и фольклора

ежедневно

ежедневно

- эстетика быта

ежедневно

ежедневно

- экскурсии в природу

-

1 раз в неделю

- проектная деятельность

-

1 раз в неделю

- кружковая работа

-

1 раз в неделю

- участие в выставках  детских работ.

1 раз в неделю

1 раз в неделю

- игровая деятельность.

ежедневно

ежедневно

Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал

- НОД художественно-эстетического  цикла:

- ознакомление с искусством

-

1 раз в месяц

- конструирование

1 раз в неделю

1 раз в неделю

художественное конструирование

-

2 раза в месяц

- восприятие художественной литературы и фольклора

ежедневно

ежедневно

- эстетика быта

ежедневно

ежедневно

- экскурсии в природу

-

1 раз в неделю

- проектная деятельность

-

1 раз в неделю

- кружковая работа

-

1 раз в неделю

- участие в выставках  детских работ.

1 раз в неделю

1 раз в неделю

Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)

 

-пение

2 раза в неделю

2 раза в неделю

-слушание

2 раза в неделю

2 раза в неделю

-музыкально-подвижные игры

2 раза в неделю

2 раза в неделю

-музыкально-ритмические движения

2 раза в неделю

2 раза в неделю

-игра на музыкальных инструментах

2 раза в неделю

2 раза в неделю

-беседа

2 раза в неделю

2 раза в неделю

-импровизация

2 раза в неделю

2 раза в неделю

-музыкально-театрализованные представления

-концерты

1 раз в месяц

1 раз в месяц

-праздники

6 раз в год

 

-развлечения

1 раз в месяц

1 раз в месяц

-конкурсы

-

1 раз в квартал

 

 

Восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок

-пение

-пение

 

-слушание

-слушание

 

-музыкально-дидактические игры

-музыкально-дидактические игры

 

-музыкально-ритмические движения

-музыкально-ритмические движения

 

-беседа

-беседа

 

-импровизация

-импровизация

 

-праздники

-праздники

 

-развлечения

-развлечения

 

Физическое развитие 

Образовательная область

Деятельность  по реализации образовательных областей в совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельности детей

Формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

Для детей от 1.5 до 3 лет

Для детей от 3 до 7 лет

1.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

 

 

 

- утренняя гимнастика (подвижные игры, игровые сюжеты)

ежедневно

 

ежедневно

 

- физкультминутки на НОД

ежедневно

ежедневно

- динамические паузы

ежедневно

ежедневно

- физкультурные НОД

2 раза в неделю

3 раза в неделю

- прогулка  в двигательной активности.

ежедневно

 

ежедневно

 

- физкультурные досуги, игры и развлечения

-

1 раз  месяц

- ходьба на лыжах в зимнее время

-

 

ежедневно

 

- пешие переходы за пределы участка

-

2 раза в месяц

-гимнастика после сна

ежедневно

 

ежедневно

 

-спортивные праздники

1 раз в квартал

1раз в квартал

-прогулка (индивидуальная работа по развитию движений)

ежедневно

 

ежедневно

 

ЗОЖ

 

 

- прием детей на воздухе в теплое время года

ежедневно

 

ежедневно

 

 - гигиенические процедуры (обширное умывание, полоскание рта)

ежедневно

 

ежедневно

 

- закаливание в повседневной жизни (облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, обширное умывание, воздушные ванны)

ежедневно

 

ежедневно

 

- закаливание (воздушные ванны, ходьба босиком в спальне, массаж стоп)

ежедневно

 

ежедневно

 

- Дни здоровья

1 раз в месяц

1 раз в месяц

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и  реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка)

Ранний возраст

( 1.5-3 года)

Для детей дошкольного возраста

 (3 года - 7 лет)

  • предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками
  • экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.)
  • общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого,
  • самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.)
  • восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность

 

 

  • игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,
  • коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)
  • познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними),
  • восприятие художественной литературы и фольклора
  • самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице)
  • конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал
  • изобразительная (рисование, лепка, аппликация)
  • музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)
  • двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

2.3 Проектирование образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями, состоянием здоровья

Оптимальные условия для развития ребенка – это продуманное соотношение свободной, регламентируемой и нерегламентированной (совместная деятельность педагогов и детей и самостоятельная деятельность детей) форм деятельности ребенка Образовательная деятельность вне организованных занятий обеспечивает максимальный учет особенностей и возможностей ребенка, его интересы и склонности. В течение дня во всех возрастных группах предусмотрен определенный баланс различных видов деятельности:

Возраст детей

Регламентируемая    деятельность (НОД)

Нерегламентированная деятельность, час

совместная деятельность

самостоятельная деятельность

1.5-3 г

2   по 10мин

7-7,5

3-4

3-4 года

2   по 15 мин

7- 7,5

3-4

4-5 лет

2   по 20 мин

7

3-3,5

5 – 6 лет

2-3  по 20- 25 мин

6 – 6,5

2,5 – 3,5

6-7 лет

3  по 30 мин.

5,5 - 6

2,5 - 3

Формы организации непосредственно-образовательной деятельности:
- для детей с 2 года до 3 лет – подгрупповая;
- в дошкольных группах - подгрупповые, фронтальные
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка)

Ранний возраст

( 1.5-3 года)

для детей дошкольного возраста

 (3 года - 7 лет)

  • предметная деятельность игры с составными и динамическими игрушками
  • экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.),
  • общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого,
  • самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.),
  • восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

 

 

  • игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,
  • коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),
  • познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними),
  • восприятие художественной литературы и фольклора,
  • самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
  • конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,
  • изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
  • музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
  • двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный № 28564).

Для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет непосредственно образовательная деятельность составляет не более 1,5 часа в неделю ( игровая, музыкальная деятельность, общение, развитие движений. Продолжительность непрерывной образовательной деятельности не более 10 минут в первую и вторую половину дня.

Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет:
в младшей группе (дети четвертого года жизни) -2 часа 45 мин.,
в средней группе (дети пятого года жизни) - 4 часа,
в старшей группе (дети шестого года жизни) - 6 часов 15 минут,
в подготовительной (дети седьмого года жизни) - 8 часов 30 минут

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности
для детей 4-го года жизни - не более 15 минут,
для детей 5-го года жизни - не более 20 минут,
для детей 6-го года жизни - не более 25 минут
для детей 7-го года жизни - не более 30 минут.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня
в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно,
в старшей и подготовительной 45 минут и 1, 5 часа соответственно.
В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непосредственно образовательной деятельности - не менее 10 минут
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2-3 раз в неделю. Ее продолжительность составляет не более 25-30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводят физкультминутку.

Непосредственно образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла занимает не менее 50% общего времени, отведенного на непосредственно образовательную деятельность.
Непосредственно-образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности (вторник, среда), сочетается с физкультурными и музыкальными занятиями.
В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» для воспитанников ДОУ предлагаются дополнительные образовательные услуги, которые организуются в вечернее время 2-3 раза в неделю продолжительностью 25-30 минут (старший возраст)

2.4 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

Система физкультурно-оздоровительной работы
Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у детей, педагогов и родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Основные принципы физкультурно-оздоровительной работы:
• принцип активности и сознательности - участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей
• принцип научности - подкрепление проводимых мероприятий, направленныхна укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками
• принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных
задач в системе всего учебно - воспитательного процесса и всех видов
деятельности
• принцип результативности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья
• принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительных результатов независимо от возраста и уровня физического развития.

Основные направления физкультурно-оздоровительной работы
1. Создание условий
• организация здоровье сберегающей среды в МБОУ
• обеспечение благоприятного течения адаптации
• выполнение санитарно-гигиенического режима
2. Организационно-методическое и педагогическое направление
• пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей и педагогов
• изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик
• систематическое повышение квалификации педагогических кадров
• составление планов оздоровления
• определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики.
3. Физкультурно-оздоровительное направление
• решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;
• коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом здоровье.
4. Профилактическое направление
• проведение обследований и выявление патологий;
• проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и нераспространению инфекционных заболеваний;
• предупреждение острых заболеваний методами неспецифической профилактики;
• дегельминтизация;
• оказание скорой помощи при неотложных состояниях

Система оздоровительной работы

Содержание

Возрастные группы

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

1.1. Воздушно-

температурный режим:

от +20 до + 22°С

от +20 до + 22°С

от +18 до + 20°С

от +18 до + 20°С

Обеспечивается    рациональное сочетание температуры воздуха и одежды детей

  • Одностороннее проветривание

В   холодное время проводится кратковременно (5-10 мин).

Допускается снижение температуры на 1-2 °С

  • Сквозное проветривание (в отсутствии детей):

В   холодное время проводится кратковременно (5-10 мин).

Критерием прекращения проветривания является температура воздуха, сниженная на 2-3 °С

¾    Утром перед приходом детей

К моменту прихода детей температура воздуха восстанавливается до нормальной.

¾    Перед возвращением детей с дневной прогулки

+ 22 °С

+ 21 °С

+ 20 °С

+ 20 °С

¾    Во время дневного сна, вечерней прогулки

В теплое время года проводится в течение всего периода отсутствия детей в помещении.

1.2. Воздушные ванны:

  • Прием детей на воздухе

 

в летний период

 

до 0 °С

 

до -5 °С

 

до -5°С

  • Утренняя гимнастика

В летний период на улице.

В холодное время года проводится ежедневно в зале, одежда облегченная

  • Физкультурные занятия

2 раза в неделю в   физкультурное занятие в зале при + 18 °С. Форма спортивная.

Одно занятие круглогодично на воздухе до - 10 °С

  • Прогулка

Одежда и обувь соответствуют метеорологическим условиям.  В холодное время года:

до - 15 °С

до - 18 °С

до - 20 °С, при скорости ветра не более 15 м\с

при неблагоприятных погодных условиях время сокращается на 30-40 мин.

  • Хождение босиком

Ежедневно. В теплое время года при температуре воздуха от +20 °С до + 22 °С.

В холодное время года в помещении при соблюдении нормативных температур.

  • Дневной сон

Обеспечивается состояние теплового комфорта соответствием одежды, температуры

+ 20 °С

+ 20 °С

+ 20 °С

+ 20 °С

  • После дневного сна

В помещении температура на 1-2 градуса ниже нормы

1.3. Водные процедуры:

  • Гигиенические процедуры

Умывание, 

мытье рук до локтя водой комнатной температуры

Умывание, обтирание шеи, мытье рук до локтя водой комнатной температуры

План закаливающих мероприятий                                       

Форма закаливания

Закаливающее воздействие

Длительность ( в день)

1

Утренняя гимнастика ( в теплую погоду проводится на улице)

Сочетание воздушной ванны с физическими упражнениями

3-4года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

5-7 мин

5-10 мин

7-10 мин

7-10 мин

2

Пребывание ребенка в облегченной одежде при комфортной температуре в помещении

Воздушная ванна

 

 

 

 

3

Подвижные, спортивные игры,физические упражнения и другие виды двигательной активности ( в помещении)

Сочетание воздушной ванны с физическими упражнениями; босохождение с использованием  ребристой доски, массажных ковриков, каната и т.п.

до 15 мин

до 20 мин

до 25 мин

до 30 мин

4

Подвижные, спортивные игры, физические упражнения и другие виды двигательной активности ( на улице)

Сочетание световоздушной ванны с физическими упражнениями

до 15 мин

до 20 мин

до 25 мин

до 30 мин

5

Прогулка в первой и второй  половине дня

Сочетание световоздушной ванны с физическими упражнениями

2 раза по 2 часа

2 раза по 2 часа

2 раз по 1ч 50 мин- 2 ч

2 раза по 1  ч40мин – 2 ч

6

Полоскание горла (рта) после еды

Закаливание водой в повседневной жизни

 

 

 

 

7

Дневной сон без маек

Воздушная ванна с учетом сезона года

 

 

 

 

 

 

 

8

Физические упражнения после дневного сна

Сочетание  воздушной ванны с физическими упражнениями (контрастная воздушная ванна)

5-7 мин

5-10 мин

7-10 мин

7-10 мин

9

Закаливание после дневного сна

Воздушная ванна,йодосолевая дорожка, хождение по ребристой доске

 

 

 

 

Модель организации двигательного режима в группах в МБОУ 

Формы организации  двигательного

режима в группах 

Младшая

группа

Средняя

группа

Старшая

группа

Подготовительная

к школе группа

Организованная деятельность

6 час/нед.

8 час/нед.

10 час/нед.

10 час и более/нед.

Утренняя гимнастика

5 - 6 минут

6-8 минут

8-10 минут

10-12 мин

Хороводная игра или игра средней подвижности

2-3 мин

2-3 мин

3-5 мин

3-5 мин

Физкультурные минутка во время занятия

2-3 мин

2-3 мин

2-3 мин

2-3 мин

Динамическая пауза между занятиями

(если нет занятия по физкультуре или музыки)

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

Подвижная игра на прогулке

6-10 мин

10-15 мин

15-20 мин

15-20 мин

Индивидуальная работа по развитию движений на прогулке

8-10 мин

10-12 мин

10-15 мин

10-15 мин

Динамический час на прогулке

15-20 мин

20-25 мин

25-30 мин

30-35 мин

Физкультурные занятия

15-20 мин

20-25 мин

25-30 мин

30-35 мин

Музыкальные занятия

15-20 мин

20-25 мин

25-30 мин

30-35 мин

Гимнастика после дневного сна

5-10 мин

5-10 мин

5-10 мин

5-10 мин

Спортивные развлечения

20мин. 1 раз/мес.

30 мин 1 раз/мес.

30 мин.1 раз/мес.

40-50 мин1 раз/мес.

Спортивные праздники

20 мин.1 раза/год

40 мин. 2 раза/год

60-90 мин 2раза/год

60-90 мин 2раза/год

День здоровья

1 раз в квартал

1 раз в квартал

1 раз в квартал

1 раз в квартал

Подвижные игры во 2 половине дня

6-10 мин

10-15 мин

15-20 мин

15-20 мин

Прогулки, походы

 

 

1 час
1 раз/квартал

1,5 часа
1 раз/квартал

Самостоятельная двигательная деятельность

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: